«Шарашка» в Королеве: история знаменитой Болшевской спецтюрьмы
В 1930-е годы в СССР создавались особые технические бюро при НКВД – они же шарашки, где в тюремных условиях трудились многие видные советские ученые. Одно из таких бюро располагалось недалеко от поселка Болшево, там в заключении находилось более трехсот технических специалистов – по некоторым данным, даже Сергей Королев. Об истории Болшевской шарашки читайте в материале «РИАМО в Королеве».
«Чикаго» в Королеве: судьба знаменитого общежития на улице Дзержинского>>
Советские шарашки
С первых же лет существования к закрытым тюремным техническим бюро накрепко пристало прозвище «шарашки». Это слово произошло от жаргонного «шарага» – так называли преступную компанию. Должно быть, с точки зрения руководителей технических бюро, это слово точно описывало коллективы ученых, арестованных по «политическим» статьям. Впрочем, сами специалисты, работавшие в шарашках, быстро подхватили это словечко – не без доли черного юмора.
История советских спецтюрем началась в 1928 году, когда так называемое Шахтинское дело запустило цепную реакцию по созданию обвинительных заключений в отношении представителей разных отраслей промышленности, в том числе военной. Конструкторы, инженеры, техники и другие специалисты попадали в категорию «вредителей», их отправляли в лагеря и тюрьмы.
Разумеется, это привело к неизбежному снижению как качества, так и количества произведенной продукции. Это стало очень неприятным последствием для СССР. Военная промышленность оказалась если не обезглавленной, то неполноценной.
Первые попытки собрать арестованных технических специалистов в специальные группы под надзором органов были уже в 1930 году, второй виток создания шарашек произошел в 1938 году. В те годы из-за Большого террора в заключении оказалось огромное количество ученых, и было принято решение о возобновлении практики использования интеллектуального труда заключенных.
Холодный микрорайон: почему в Юбилейном возникают проблемы с отоплением>>
Первый эксперимент в Королеве
Первый опыт создания тюремно-технической организации на землях, которые сегодня входят в состав городского округа Королев, относится к началу тридцатых годов, когда шарашки начали создавать по всему Союзу.
В 1933 году появилась тюрьма на территории завода №8, где заключенные конструкторы-артиллеристы во главе с главным конструктором завода Владимиром Берингом дорабатывали несколько образцов артиллерийского вооружения Красной армии.
Однако этот «эксперимент» кажется небольшим и неприметным по сравнению со спецтюрьмой, которая появилась неподалеку от поселка Болшево и ныне несуществующей деревни Куракино в 1938 году.
Проблема с автобусами в Королеве: заметны ли перемены к лучшему>>
Многопрофильная шарашка
Большинство шарашек были узкоспециальными – в них работали специалисты из одной отрасли. Шарашка в Болшеве стала многопрофильной.
Одним из первых там оказался Андрей Туполев – крупная фигура в истории отечественной авиации. Начальство спецтюрьмы потребовало от него составить список арестованных авиаконструкторов, которых следует вернуть с лесоповалов к чертежным доскам в условиях шарашки. Таких специалистов оказалось около двухсот, среди них «король истребителей» Николай Поликарпов, знаменитый авиаконструктор Владимир Петляков и даже Роберто Бартини – итальянский коммунист, создававший в Советском Союзе уникальные самолеты.
Ученые достаточно плодотворно работали в Болшевской шарашке. Заключенным предоставляли хорошее питание и возможности для работы и отдыха. Также там была обширная библиотека, где они могли ознакомиться с литературой и периодикой, в том числе и заграничной.
По воспоминаниям художника князя Кирилла Голицына, который также находился в Болшевской шарашке, заключенным платили за работу: «Оклады устанавливались в зависимости от категории от 100 до 150 рублей. Деньги пересылали семьям, а нам предоставлялось право на сумму в 10% от оклада покупать мыло, зубную пасту и прочие недорогие мелочи».
По сравнению с чудовищной лагерной жизнью в шарашке было относительно неплохо. Впрочем, однажды в разговоре с народным комиссаром внутренних дел Лаврентием Берией авиаконструктор Туполев справедливо отметил: «А не думаете ли вы, что и находясь дома можно делать самолеты?»
Из собранных в Болшевской шарашке авиаспециалистов было организовано четыре группы, занимающихся различными проектами самолетов. Группа, возглавляемая Туполевым, именно здесь начала – а потом продолжила в шарашке ЦКБ-29 на улице Радио в Москве – работу над проектом самолета «103». Позже он получил название «Ту-2» и стал одним из лучших бомбардировщиков ВВС Красной Армии в годы войны.
Также в шарашке оказались специалисты по подводным лодкам, торпедным катерам, артиллерийскому вооружению и боеприпасам. Многие из них работали над уникальными проектами. Например, часть «морской» группы разрабатывала подводную лодку с дизельным двигателем, работающим по замкнутому циклу – то есть не требующим кислорода. А специалисты по пороху, возглавляемые Александром Бакаевым, создали в шарашке порох для реактивных снарядов легендарных «Катюш».
По официальным данным, всего в Болшевской спецтюрьме работало 318 человек.
Чистый Королев: новые контейнеры, раздельный сбор мусора и субботники>>
«Король» в заточении
В Болшевской спецтюрьме находились в заключении «король истребителей» Поликарпов и «король бомбардировщиков» Туполев. Есть вероятность, что в этой шарашке некоторое время провел еще один «король» – так называли его в лагерях. Речь о будущем отце советской космонавтики Сергее Павловиче Королеве.
Однозначного документального подтверждения этому нет. Однако исходя из обнаруженных данных краевед Владимир Малых выдвинул гипотезу о том, что Сергей Королев провел в шарашке около полутора месяцев. Правда, он не работал над проектом, а восстанавливался после травм, полученных в лагере на Колыме.
В 1940 году вызванный на пересмотр дела в Москву Королев был в тяжелом состоянии. После этого он пропал из всех архивных документов на полтора месяца, после чего прибыл на работу в ЦКБ-29, но в гораздо лучшем состоянии – явно получив квалифицированную медицинскую помощь и отдых.
Вероятным является сценарий, при котором Королев восстанавливал силы и здоровье именно в Болшевской спецтюрьме. В шарашке врачей не было, однако рядом с ней располагалась больница для руководства НКВД. Там работали высококлассные врачи – например, известный нейрохирург и нейротравматолог Александр Лурье. Так что в условиях Болшевской шарашки было довольно просто обеспечить арестованного ученого медицинской помощью.
На сегодняшний день это всего лишь гипотеза, но рано или поздно документы НКВД будут рассекречены в более полном объеме, и она вполне может подтвердиться.
Школа синхронного плавания Насекиной: как тренируются королевские русалочки>>
После войны
В годы Великой Отечественной войны заключенных Болшевской шарашки направляли в другие города – например, на заводы, работающие по их профилю. Кого-то в военные годы реабилитировали, но шарашка осталась на своем месте.
После войны в Болшевской спецтюрьме вновь собрали арестованных ученых – на этот раз уже не специалистов по военной технике, а инженеров, работающих над мирными проектами. В Болшеве работали над оборудованием для лесопереработки, создали оборудование для пожарных автомобилей и карбюратор для бензиновых двигателей.
Осенью 1953 года шарашка была расформирована. Ограждения были разобраны, а бараки, оставшиеся от спецтюрьмы, достались туберкулезному профилакторию. Когда началось строительство проспекта Королева и улицы 50-летия ВЛКСМ, снесли и их.
Гид по «Кванториуму»: собрать спутник, написать программу, сделать робота>>
Наши дни
Сейчас не осталось ничего «вещественного», что бы напоминало о знаменитой шарашке. Однако в современном наукограде можно представить ее расположение – это участок между железной дорогой, Акуловским водоканалом и домами 3 и 5 по проспекту Королева.
Жители Королева, которых заинтересовала данная страница истории, могут прочитать книгу Владимира Малых «Спецтюрьма в Болшеве. Болшевская шарашка». Книга выпущена на собственные деньги краеведа и издана ограниченным тиражом, однако ее можно найти в библиотеках города. Именно благодаря работе Владимира Ильича информация о Болшевской спецтюрьме появилась в свободном доступе.
Разумеется, история Болшевской спецтюрьмы пока не рассказана до конца – слишком много данных по-прежнему находится под грифом секретности. Лишь время поможет получить ответы на многие вопросы.