«Решил, что меня похитили инопланетяне»: жители Королева о клинической смерти

«Решил, что меня похитили инопланетяне»: жители Королева о клинической смерти
Люди

Все знают о клинической смерти из фильмов и сериалов. Это особое обратимое состояние между жизнью и биологической смертью, во время которого многие испытывают необычные переживания. Горожане, пережившие клиническую смерть, рассказали «РИАМО в Королеве», как оказались в этом состоянии, что чувствовали и что видели.

«Укусила оса – попал в реанимацию»: жители Королева о жизни с аллергией>>

Что такое клиническая смерть

С точки зрения медицины клиническая смерть – это обратимый этап смерти, предшествующий биологической, то есть окончательной смерти.

На медицинских порталах описываются характерные признаки клинической смерти: остановка сердцебиения и дыхания, кома, расширенные зрачки, бледность или серовато-синий оттенок кожи. Естественно, человек находится без сознания, у него полностью отсутствуют все внешние признаки жизнедеятельности организма.

Очевидно, что клиническая смерть – это крайне опасное состояние, которое требует срочных реанимационных мероприятий. Причем начать их нужно немедленно, так как из-за остановки дыхания начинается гипоксия головного мозга – он задыхается.

Необратимые изменения в нем начинаются через 3-4 минуты, максимум через 5-6 минут.

Многие люди, пережившие клиническую смерть, потом рассказывают о схожих видениях и переживаниях: свет в конце тоннеля, состояние спокойствия и умиротворения, ощущение падения или полета, встреча с умершими родственниками. Вероятно, отсюда и взялось расхожее выражение «вся жизнь промелькнула перед глазами». Некоторые верят, что видели «загробный мир».

Мнения о клинической смерти разнятся. Некоторые люди считают, что сознание человека может существовать независимо от мозга, а околосмертные переживания служат подтверждением существования загробной жизни.

С медицинской точки зрения причина всех этих феноменов – гипоксия головного мозга. Периферическое зрение исчезает, остается туннельное зрение, сужающееся до знаменитого «света в конце тоннеля». Ощущение падения или полета возникает из-за нарушений в работе вестибулярного аппарата и зон мозга, отвечающих за ориентирование в пространстве.

Наконец, кислородное голодание вызывает галлюцинации. Возникающие образы иногда стереотипны, но могут и значительно различаться в зависимости от жизненного опыта и индивидуальных особенностей человека, пережившего клиническую смерть.

Как оказать первую помощь пострадавшему в ДТП>>

Рассказы жителей Королева

Матвей, 45 лет, предприниматель:

Я был в состоянии комы несколько дней. Последнее, что помню перед пробуждением в реанимации, – это как я позвонил жене и сказал: «Привет!». И все, дальше – пустота и темнота. Честно говоря, не помню, чтобы что-то видел. Помню только состояние – мне было хорошо.

Когда я очнулся в большой светлой палате, все вокруг пикало и мигало. Сначала мне показалось, что меня украли инопланетяне – и поэтому я ничего не помню.

Прошло какое-то время, и я наконец понял, что это просто палата реанимации.

А потом мне рассказали, как все было. На даче, лежа на диване, я позвонил жене. Она услышала мой голос, а дальше тишина. Супруга подняла тревогу. Мама, которая была со мной на даче, вызвала скорую помощь. Сначала медики боялись везти меня в больницу, боялись, что не вытянут меня. К счастью, меня благополучно довезли. Врачи спасли мне жизнь, за что я им очень благодарен.

Как спастись при пожаре в многоквартирном доме>>

Андрей, 37 лет, менеджер:

Я долгое время болел, и врачи никак не могли поставить мне диагноз. В итоге перенес несколько операций. Именно тогда я пережил состояние клинической смерти.

Помню, что мне было хорошо. Сначала я сидел на берегу океана в шезлонге. Помню состояние покоя и кайфа.

А потом оказался в цинковом коридоре, похожем на вентиляционную трубу, с дверьми с двух сторон. Я пошел по нему, и вдруг у меня отказали ноги, я упал. Пытался встать и пойти вперед, но ничего не получалось. Мимо меня проходили люди, я протягивал им руки, просил помочь, но они не видели меня. Они уходили в дверь, а я все пытался встать.

И вдруг погас свет, я оказался в полной темноте, а через некоторое время очнулся в палате реанимации. Долго не мог понять, где я. Сначала увидел две тени и только потом понял, что это медсестра побежала за доктором.

Монолог врача‑реаниматолога из Королева: «Мы умираем и воскресаем с пациентом»>>

Светлана, 47 лет, домохозяйка:

Я пережила состояние клинической смерти в месячном возрасте. Мне рассказали, что я внезапно перестала дышать. Хорошо, что по соседству жили врачи. Удивительно, но я отчетливо помню руки нашей соседки – прямо вижу, как она протягивает их ко мне, и я начинаю дышать. Эта картинка иногда встает у меня перед глазами. Я не помню своего состояния, но мое спасение «записалось» в голове, как кадры из фильма.

Жители Королева о жизни с ВИЧ‑инфекцией и борьбе с вирусом>>

Олег, 46 лет, временно безработный:

Помню, что был дома и встал с дивана. А дальше – палата и врачи. Пока медики возвращали меня к жизни, у меня были видения.

Я с сыном и женой катался в горах на лыжах. Мы были в полной экипировке и замечательно катались. При этом я ни разу в жизни не был в горах и вообще не большой любитель лыж! Но во время бессознательного состояния с удовольствием катался. Мне нравилось – было ослепительно солнечно, ничего не болело и не беспокоило.

Последнее, что я помню перед тем, как очнуться в палате: я несусь на всех парах с горы, и именно в этот момент мне невероятно хорошо. Состояние абсолютного счастья!