Яблочный Спас глазами верующих и священника: традиции и суеверия
Девятнадцатого августа православные отмечают Яблочный Спас – второй из трех августовских Спасов. Официальное церковное название этого праздника – Преображение Господне. Обозреватель «РИАМО в Королеве» пообщалась с верующими и священником и узнала, почему три Спаса особенно тесно переплетены с народными традициями и чем вредны суеверия.
Насколько вы суеверный человек? Тест>>
Преображение Господне
В последний летний месяц традиционно отмечают три Спаса: 14 августа – Медовый, или Маковый, 19 августа – Яблочный, 29 августа – Ореховый. Все они приходятся на Успенский пост.
«Название «Спас» указывает на то, что эти праздники связаны со Спасителем мира, Господом нашим Иисусом Христом, и напоминают нам о необходимости веры в Него», – пояснил священнослужитель из Королева, отец Александр.
Официальное церковное название этого праздника – Преображение Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Это событие описано в Евангелии.
«Преображение Господне – это торжество, прославляющее Иисуса Христа, ставшего Спасителем всего рода человеческого. Мессия и его ученики Петр, Иаков, Иоанн явились на гору Фавор, где с небес снизошли пророки Моисей и Илия. В глазах апостолов Иисус преобразился, став истинным Богом и светом, озаряющем их безверье. Они слышали Божественный глас, изрекающий, что пред ними Сын Господа, спустившийся для Спасения человечества от скверности и пороков», – рассказал отец Александр.
Православные церкви Королева: от грандиозных храмов до маленьких часовен>>
Связь с народным календарем
Примечательно, что данное религиозное событие тесно переплелось с народным календарем. Славяне считали, что в этот день лето «поворачивает» в сторону осени, а в августе отмечали праздники урожая.
Отец Александр отметил, что именно три Спаса в Успенский пост очень тесно переплетены с народными традициями и приметами. Часть из них является лишь суевериями, но такое тесное «соседство» говорит о том, что вера является неотъемлемой частью жизни.
«Мы знаем, что религия всегда играла большую роль в жизни народа. Работу начинали с молитвы, любое погодное явление наши предки объясняли милостью Господа или Его праведным гневом», – пояснил отец Александр.
Знаете ли вы историю славянской письменности? Викторина>>
Традиции и приметы
Традиции празднования всех трех Спасов во многом схожи. В эти дни принято посещать церкви и освящать урожай: на Медовый Спас – мед и мак, на Яблочный – яблоки, груши и сливы, на Ореховый – орехи.
Наши предки очень широко отмечали Яблочный Спас, ведь это был не только православный праздник, но и торжество, посвященное встрече осени.
На Руси существовало множество примет, связанных с яблоками. Например, доедая яблоко, освященное в церкви, нужно загадать желание – непременно исполнится! Девушки проводили обряд на привлечение любви: ели яблоко и думали о своем избраннике и скором замужестве. Считалось, что таким образом можно даже приворожить возлюбленного. Священнослужители на Яблочный Спас кропили землю святой водой – готовили почву к зимнему посеву.
Сегодня на Яблочный Спас верующие по традиции освящают яблоки в храмах, угощают ими друг друга, приглашают в гости близких и друзей, лакомятся блюдами из яблок, а также обязательно помогают нуждающимся.
Арбузы и дыни: в чем опасность бахчевых>>
«Это светлый и добрый праздник!»
Православные верующие из Королева рассказали, как они отмечают Яблочный Спас.
«Я считаю себя верующим человеком и всегда держу два поста в году – Великий и Успенский. В Успенский пост удается полакомиться вкусными угощениями, ведь в конце августа созревает урожай, много овощей и фруктов. К тому же на Яблочный Спас у меня дома всегда приготовлен яблочный пирог по рецепту моей мамы. В праздник я обязательно посещаю церковь, а потом угощаю родных яблоками и пирогом», – поделилась жительница Королева Алла.
«Православный человек должен благодарить Бога за хороший урожай. Понятно, что сегодня мы в городе ничего не выращиваем – все можно купить в магазине. Но мы все равно должны быть благодарны за возможность вкушать дары природы», – считает прихожанка Серафимовского храма.
«Любой православный праздник – это светлое и доброе событие. Мы благодарим Господа, встречаемся с близкими, угощаем друг друга вкусными блюдами из яблок. Радостно на душе от этого!» – улыбается прихожанка Наталья.
И, конечно, очень многие в этот день освящают в храмах яблоки.
«Традиция приносить Богу первый урожай берет свое начало еще в ветхозаветных временах, ничего плохого в ней нет. Но это лишь внешнее проявление. А главное выражение нашей благодарности Господу заключается в покаянии и молитве», – напомнил отец Александр.
8 рецептов штруделя: от яблочной классики до сытного блюда>>
Чем вредны суеверия
Отец Александр отметил, что в современном мире часто бывает так, что прихожане много времени уделяют обрядам и суевериям, а духовное содержание теряется. И предупредил: если человек видит только внешние атрибуты праздника, то это отдаляет его от истинной веры.
«Не столь важно внешнее проявление веры, как внутреннее состояние человека. Не обязательно приходить в храм с яблоками. Не важно, какие они, сколько их. Главное – с каким сердцем человек заходит в храм, насколько он искренен в своих молитвах и покаянии», – подчеркнул отец Александр.
По его словам, в этот день православный человек должен исповедаться и причаститься, почтить Преображение Господне молитвой в храме, чтобы приобщиться к этому великому событию и хоть на шаг приблизиться к своему собственному преображению.
«Освящение плодов и вкушение их – это дань традиции, но не нужно придавать этому слишком большое значение и тем более считать, что такие яблоки обладают магическими свойствами. Смысл освящения в том, что мы приносим Богу начатки нового урожая, не более того. Главное – это покаяние и молитва», – отметил отец Александр.
И напомнил: в церкви все осмысленно и служит спасению души человека, тогда как суеверие полностью лишено внутреннего содержания.
«Чтобы не стать жертвой суеверий, нужно ходить в храм, общаться с верующими людьми, близкими к церкви, и строго держаться церковных канонов. Очищая себя от скверны греха и страстей, мы приближаемся к Богу. В дни Успенского поста мы все должны обращаться к Господу с покаянием, чтобы через небольшой духовный труд мы смогли почувствовать и принять Божественную благодать», – заключил священнослужитель.