Жители Королева о жизни с заиканием: «Парализует на определенных звуках»

Жители Королева о жизни с заиканием: «Парализует на определенных звуках»
Люди

Люди с заиканием часто становятся замкнутыми, стесняются разговаривать и предпочитают больше молчать. Но многие, несмотря на нарушение речи, живут полноценной и счастливой жизнью. Горожане рассказали «РИАМО в Королеве» о том, как уживаются со своим дефектом и что помогает им в этом.

Интуитивные фотосессии: как фотограф из Королева помогает девушкам раскрепоститься>>

Кирилл Теняков, 34 года, менеджер проектов:

Начал заикаться в детстве. Причем не помню, когда именно. Не могу сказать, что был стресс, после которого я стал заикаться. Просто в какой-то момент я понял, что с трудом произношу слова с буквами К, П, Д.

Самый большой позор: в шесть лет пошел в палатку купить леденец и никак не мог объяснить продавщице, что мне нужно. Она несколько раз нетерпеливо переспрашивала, и я просто не успевал собраться и произнести: «Дайте мне леденец, пожалуйста!». Собралась очередь, продавщица восклицала: «Мальчик, что тебе надо?», а я из-за обиды и стыда не мог и слова сказать. Меня выручил папа, который стоял неподалеку.

Я очень хорошо запомнил этот момент. Именно с того дня стал стесняться своего заикания. До этого я, наверное, тоже заикался, но не придавал этому значения, потому что все взрослые внимательно и терпеливо меня слушали. Но мир – это не только родители и бабушка с дедушкой... Меня водили к логопеду, но особых успехов я там не добился.

Сейчас заикаюсь. Когда дефект проявляется больше, то стараюсь избегать слов на К и П. Очень выручает, что в наши дни можно общаться в мессенджерах с помощью текстов, в том числе по работе. Так что я больше пишу, чем говорю.

Пока мне везет: все мои друзья и знакомые относятся к моему дефекту с пониманием и терпеливо дослушивают все до конца. Но все равно стесняюсь. Особенно сложно начинать диалог с новым человеком, ведь никогда не знаешь, как он отреагирует.

Врач‑уролог о стереотипах, сексуальных травмах и психологических проблемах>>

Татьяна Смирнова, 39 лет, бухгалтер:

Я сильно заикалась в детстве. Родители много водили меня по специалистам – неврологам, логопедам, психологам. Это помогло, но все равно и сейчас в моей речи есть заторможенность. Могу долго «выдавливать» из себя слова, особенно если есть согласные звуки подряд. Это ужасно некомфортно! Даже если окружающие не особо реагируют, для меня это настоящий стресс.

Заикаться я стала после сильного испуга, и долгое последующее лечение наложило отпечаток. Я замкнутая, необщительная, не люблю много говорить, поэтому выбрала профессию бухгалтера. Не могу сказать, что она мне очень нравится, но здесь не требуется постоянное общение. Мне так комфортно, пока не хочу ничего менять.

Заикание делает меня внешне спокойным и даже холодным человеком, потому что я стараюсь говорить мало и медленнее, чем другие. Но на самом деле я каждый раз борюсь с собой и стараюсь не выдать волнения, потому что иначе начну заикаться и сильно тянуть слова.

К счастью, недуг не коснулся моего сына. Он очень открытый, общительный, у него много друзей, он часто ведет концерты в школе. Я им горжусь и очень рада, что он свободен от заикания!

«Не помнит меня, но помнит события 40‑летней давности»: каково жить с людьми с деменцией>>

Сергей Летков, 25 лет, системный администратор:

Я всегда был замкнутым, а после того, как в детстве меня укусила собака, начал еще и заикаться. Родители думали, что пройдет, и особо не занимались лечением.

В школе я еще больше закрылся от мира. Одноклассники меня не понимали, всегда смеялись над моим длинным звуком А и постоянным «спотыканием» в словах с двойными согласными. Я не мог нормально отвечать на уроке – каждый раз, выходя к доске, волновался и заикался еще сильнее. Весь класс хихикал, а учителя не могли это остановить. Некоторые педагоги принимали мои письменные работы или слушали меня после уроков, когда в классе никого не было.

Школа оставила очень неприятные воспоминания, поэтому в институте я просто старался меньше общаться. Компьютер мне всегда был ближе, чем живое общение. Я предпочитаю общаться онлайн, отдыхать, сидя за компьютером. Даже друзей нахожу в интернете – мне так удобнее и проще.

Заикаюсь я не всегда – только когда волнуюсь, но все же не было дня, чтобы где-то не проявился мой дефект. Самое трудное – сосредоточиться и произнести нужное слово. Ты понимаешь, что и как сказать, но язык не слушается. Ощущение, что тебя парализует на определенных звуках. Самое ужасное – когда пытаешься шутить и шутка хорошая, но из-за заикания нет нужного эффекта.

Сейчас я на свой дефект обращаю больше внимания, чем окружающие. На работе сложился прекрасный коллектив, никому и в голову не приходит смеяться надо мной или перебивать. Поэтому я дорожу своей работой и очень благодарен коллегам за лояльность.

Не взяли на работу из‑за комплекции: жители Королева о дискриминации по весу>>

Светлана Ежова, 42 года, домохозяйка:

Я стала заикаться, как только начала говорить. Долгое время занималась с логопедами, меня водили по врачам, лечили. Это почти не помогло – я все равно заикаюсь.

Однажды в школе педагог по музыке сказал, что у меня красивый голос, и начал со мной заниматься. Я не понимала, как можно петь, будучи заикой, но педагог заверил меня, что все получится. И действительно: когда я пою, то вообще не заикаюсь. Видимо, правильно дышу, успокаиваюсь и контролирую свой речевой аппарат. Я много пою своим детям, читаю им сказки нараспев и не заикаюсь.

Заикаться я начинаю, когда переживаю сильные эмоции, в том числе положительные – например, если очень рада. Заикаюсь, тороплюсь и еще больше заикаюсь... К счастью, это происходит не каждый день, и в целом моя жизнь вполне нормальна.

Муж считает мой дефект милым и всегда старается успокоить, если я начинаю заикаться. Дети тоже относятся к этому спокойно. Раньше я очень переживала из-за своего дефекта, а сейчас успокоилась: у меня есть поддержка и понимание близких, а это самое главное.