На пепелище: жители сгоревшего дома в Королеве боятся оказаться на улице
Десятки жителей Королева, которые лишились квартир после пожара, вынуждены оставаться в гостиничных номерах и коммуналках. Трагедия в доме 24/2 на улице Дзержинского произошла еще в конце декабря 2016 года. В огне погибли два человека. Пострадавших переселили во временное жилье и выплатили компенсации, горожане помогали и приносили одежду и бытовую технику. Однако до сих пор не ясно, куда отправятся семьи, когда истекут три месяца, в течение которых им должны предоставить постоянное жилье. В запутанной истории разбиралась корреспондент «РИАМО в Королеве».
Не кочегары мы: жители «забытого» поселка в Королеве вынуждены сами топить дома>>
Снести нельзя отремонтировать
После пожара власти города заявили, что вопрос с постоянным жильем будет решен в течение трех месяцев. Еще до инцидента, в начале 2016 года заместитель руководителя администрации Максим Красноцветов подтвердил, что решением совета депутатов № 210/34 от 30.12.2015 года дом включен в программу ликвидации ветхого жилого фонда, но на тот момент он не был признан аварийным.
Беспокоясь о своей судьбе, жители обратились к депутату Госдумы Денису Кравченко, который пообещал разобраться с проблемой, а также отправили запрос главе администрации Юрию Копцику. В ответе сити-менеджер четко объяснил, что сгоревший дом является объектом культурного наследия Московской области, и там либо будет сделан капитальный ремонт, либо проведена реконструкция. На время проведения ремонта или реконструкции семьи, пострадавшие при пожаре, останутся во временном жилье.
«После проведения капитального ремонта или реконструкции дома наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи вправе вселиться в восстановленное занимаемое ими ранее жилое помещение», - подчеркивается в письме руководителя администрации.
О сроках проведения ремонта или реконструкции ничего не сказано, власти также не сообщают, какие именно работы будут проведены. Но главное, жители сомневаются, что ветхое здание может выдержать реконструкцию.
«Я вообще себе не представляю, как будут ремонтировать этот дом. Там ленточный фундамент, он не выдержит тяжелых конструкций. Там даже разбирать завалы еще не начали. Даже если дом будут реконструировать, это затянется не на один год», - говорит житель дома Андрей Коновалов.
Люди возмущены тем, что им снова придется вернуться в дом, который еще до пожара был включен в программу по расселению ветхого жилого фонда.
«Обратно мы не хотим. Мы столько лет ждали расселения, и возвращаться опять в здание, которое снова обветшает и будет угрожать нашему здоровью не хочется», - делится одна из пострадавших Ольга Пазитова.
Обманутые ожидания: дольщики требуют достроить дома на Тарасовской>>
Наследие 90-х
Дом на Дзержинского имеет давнюю историю, и она вовсе не связана с архитектурой и создателями Болшевской трудовой коммуны. Андрей Коновалов, изучивший архивные документы, рассказал, что дом был построен в 1932 году, с 1939 года общежитие трудовой коммуны стали использовать как жилой фонд. В 1975 году здание, находившееся на балансе научно-производственного центра «Звезда-Стрела» (ныне корпорация «Тактическое ракетное вооружение»), было решено использовать как маневренный фонд, потому что уже тогда оно было непригодно для постоянного проживания.
Андрей Коновалов говорит, что в 1975 году все было сделано по закону – дом вывели из жилого фонда. Затем здание было отремонтировано, но перестраивали его не профессиональные строители, а молодежные отряды. Предполагалось, что это будет временное жилье, поэтому относились к нему не так серьезно. НПЦ «Звезда-Стрела» заселял туда своих сотрудников, которые через 2-3 года получали квартиры в новых домах. Но в 1990 году у центра закончились деньги, строительство новых домов остановилось и расселять сотрудников стало некуда.
С этого момента и начинаются удивительные метаморфозы. Коновалов обращает внимание, что, когда дом практически построили заново молодежные бригады, его так и не приняла государственная комиссия. Сдать его ни пожарным, ни электрикам было невозможно из-за несоответствия нормам. До масштабного пожара в конце прошлого года дом едва не сгорел четыре раза – в нем все способствовало распространению огня. Когда НПЦ «Звезда-Стрела» передавал дом на баланс города, здание по документам проходило как нежилое.
По сути, дом просто стал призраком. На него нет практически никаких документов, кроме паспорта БТИ, составленного еще в 1975 году. В 90-е годы власти как по волшебству то переводили дом в жилой фонд, то в нежилой, то признавали его непригодным для жилья, то находили, что он вполне комфортный. В какой-то момент ситуация дошла до абсурда. Как рассказали жительницы дома Ольга Пазитова и Наталья Чуденко, однажды кто-то из студентов техникума решил «пошутить» и сообщил о заложенной бомбе. Мамы были на работе, а дети как раз вернулись. Узнав о сообщении, родители сразу приехали домой, но к детям их не пускали сотрудники милиции. Они сообщили встревоженным мамам, что дом этот не жилой и там никого не может быть. Не помогло даже предъявление паспортов с адресом прописки. Дети тем временем были одни в квартирах.
Невыездные: исчезнувшие автобусы отрезали Королев от Москвы>>
Решение не принято
Сегодня у погорельцев остались только технические заключения, сделанные в декабре 2015 года и десятью месяцами позже. В заключении комиссии говорится, что состояние потолков и перекрытий создает угрозу жизни и здоровью граждан, а общее состояние помещения и внутренних инженерных сетей непригодно для проживания. Жители вспоминают, что не один раз падали потолки, на стенах была плесень, а зимой нарастал лед. Было много разбирательств по поводу электричества и обслуживания дома.
«Мы теперь вообще без крыши над головой и находимся в растерянности. Дома, каким бы он ни был, нет. Теперь нам должны предоставить жилье, но в администрации ясно дали понять, что жилого фонда у муниципалитета сегодня нет», - говорит Наталья Чуденко.
Редакция РИАМО направила письмо в городскую администрацию с просьбой разъяснить, чего ждать жителям, оставшимся без крыши над головой. Ответа не последовало. Возможно, на данный момент решение еще не принято. Пока власти разбираются в сложной истории дома, на который практически отсутствуют документы, прежде всего, страдают люди. Семьи с детьми не только лишились своих квартир и всего имущества, но и находятся в состоянии неопределенности. Погорельцы ждут истечения трех месяцев, которые городские власти установили, чтобы решить проблему постоянного жилья, а пока ютятся во временных гостиничных номерах, комнатах и коммуналках.
Месиво из песка и сугробы: жители Королева оценивают качество уборки улиц>>