Обмани меня, если сможешь: молодой программист про детекторы лжи
Молодой программист Александр Тохтуев, разрабатывающий программное обеспечение для детекторов лжи, рассказал «РИАМО в Королеве», легко ли студенту устроиться на работу в госкорпорацию, какая «начинка» у полиграфа и какое будущее у средств выявления лжи.
Какой вы студент? Пройти тест>>
– Александр, расскажи о себе.
– Меня зовут Александр Тохтуев, мне 23 года. Я учусь в магистратуре в Московском государственном университете леса на факультете электроники и системотехники, кафедра прикладной математики и математического моделирования.
Изначально хотел получить какую-нибудь техническую специальность, например, связанную с системами управления летательными аппаратами – на эту специальность я и подал документы в Лестех. Но в тот момент там была особенность: если ты подал документы и даже прошел на интересующую специальность, окончательное решение о специальности все равно принимали люди из университета. В итоге меня зачислили на прикладную математику.
Это даже дало мне определенные преимущества. Я попал в одну группу с несколькими бывшими одноклассниками. На мой взгляд, прикладная математика – более широкопрофильная специальность. Да и математика с информатикой мне достаточно легко давались. В итоге я стал программистом. С такой профессией работу найти все-таки проще, чем на тех же узкоспециальных системах управления летательными аппаратами.
Байки королевских студентов: монетки под пятку и танцы в аудитории>>
– По сути, это «космический» факультет. Была возможность устроиться работать на одно из королевских космических предприятий?
– Большинство из нас проходило практику именно на королевских предприятиях – например, на «Энергии» или ЦНИИМАШе. Везде нам говорили, что молодых специалистов не хватает, но что ситуация исправляется, появляется финансирование, которое позволит обеспечивать рабочими местами молодежь, приводили примеры.
Были ребята, которые каждое лето проходили практику на предприятиях города, писали дипломы, которые должны были стать еще и тестовыми заданиями для приема на работу. В итоге все кто пытались устроиться на эти предприятия получали такой ответ: «Хорошо, что вы пришли, молодцы, нам такие нужны, но мест нет».
Наш факультет был создан Сергеем Павловичем Королевым, чтобы готовить специалистов для нужд космических предприятий, а в итоге вот так получается. Я еще пробовал с другом сходить на собеседование на «Энергию», но эта попытка тоже не увенчалась успехом.
– И ты решил искать работу, не связанную с государственными компаниями?
– Однажды завкафедры сказал, что к ним обратился выпускник университета и попросил посоветовать программистов-новичков, которые хотят попробоваться на место в фирме, занимающейся разработкой мобильных приложений и веб-разработкой.
Придя туда, я осознал разницу между собеседованиями в госкомпанию и в частную. Тут было неважно, как я учился, а было важно, что я умею делать. Но на тот момент у меня не было нужных им навыков, и я не прошел.
Что нужно первокурснику: как адаптироваться к вузу>>
Гиф: сайт GIPHY
– Но ведь им были нужны именно новички? А новички всегда многого не знают.
– Новички бывают разного уровня. Одна из трудностей – если ты не определился окончательно, чем хочешь заниматься. Если ты решил, что хочешь делать сайты на определенном стеке технологий, то ты занимаешься этим и развиваешься на этом поле.
Но если тебе хочется пробовать все – и сайты, и мобильные технологии, и разработку компьютерных игр, – то приходится подтягивать конкретные знания «на ходу». Это нелегко. Хорошо, если найдутся наглядные видеоуроки по теме. Но часто приходится читать специальную литературу, а там всегда проблема: простое описывается очень сложно и непонятно. И такое ощущение возникает, даже если ты разбираешься в предмете.
– Итак, где ты сейчас работаешь?
– Сейчас я работаю в конторе, которая занимается созданием полиграфов – детекторов лжи. Меня туда пригласил товарищ, и мы вместе прошли там практику во время магистратуры. Мы выпустили обновление программного обеспечения, исправляющее один неприятный баг в работе системы. После практики меня приняли на работу.
Первое время занимался технической поддержкой. То есть, как и в любой другой техподдержке, отвечал на звонки пользователей, помогал разбираться с проблемами. Звонили люди и говорили: «Не работает то-то и то-то». И выяснялось, что они последний раз обновляли систему несколько лет назад! Сейчас я решаю разные индивидуальные проблемы с программным обеспечением.
Чего боятся жители Королева: клаустрофобия, темнота и микробы>>
– Расскажи подробнее про полиграфы.
– В полиграфе есть несколько модулей, исполняющих разные функции. Они считывают дыхание, гальваническую реакцию, пульс. Еще есть «сидушка» – кнопка на стуле, которая фиксирует, двигается ли человек.
Я читал, что один из известных способов обмануть полиграф – это положить канцелярскую кнопку в ботинок и уколоться перед началом опроса. Организм среагирует на боль, и реакция на простые вопросы не будет отличаться от тех моментов, где тебе есть что скрывать. Полиграфологи рассказали мне, что эта самая «сидушка» позволяет проконтролировать даже такие действия.
Еще есть камеры, дополнительно снимающие внешнюю реакцию человека. Прямо как в сериале «Обмани меня»: ухмыльнулься, сглотнул, зевнул – из этой сферы.
Самый известный модуль полиграфа – модуль «голос». Он анализирует изменения голоса во время ответов на вопросы и выдает результат.
– То есть, сама система делает вывод о честности ответов?
– Программное обеспечение полиграфов проводит обсчет всех данных, полученных с датчиков, и выводит его на экран с предварительным вердиктом. Конечно, окончательный вывод о честности испытуемого делает специалист, а программа лишь подготавливает данные для этого.
Однажды мне показывали результат считывания дыхания. Вот идет ровная линия, как на электрокардиограмме, а на вопросе, где человек потенциально мог соврать, там регистрируется небольшая задержка дыхания.
Планы, дежурства и задержания: как работает женщина‑следователь>>
Гиф: сайт GIPHY
– Понятно, что полиграфами пользуются в полиции. Только ли там?
– Нет. Конечно, полиграфы применяют для расследования преступлений, но бывает, что работодатели хотят проверить на детекторе лжи своих будущих или нынешних сотрудников. Например, полиграфами пользуется группа финансовых компаний ForexClub и фирма, которая делает подсолнечное масло «Золотая семечка».
Важность вопросов определяет сам заказчик, а мы учитываем пожелания и добавляем новые возможности. Кому-то необходимо узнать, насколько человек честен в финансовом плане, кому-то – нет ли у работника проблем с наркотиками. Чтобы уменьшить риск ошибки в вердикте, полиграфолог использует разные методы.
– Например?
– Полиграфолог может заранее задать проверяемому общие вопросы на интересующие темы, а во время опроса задать их же, но иначе поставленные и дополненные. Иногда проводится опрос в несколько кругов – одинаковые вопросы могут задать несколько раз, чтобы сверить реакцию.
– Как в будущем изменятся детекторы лжи?
– В будущем планируется мобильная версия системы, ведь теоретически датчики полиграфа можно подключить к телефону, а не к компьютеру. Совершенно реален и модуль анализа голоса в смартфоне – условная «Сири» в будущем сможет не только искать информацию в интернете, но и уличать человека во лжи.