«Не помнит меня, но помнит события 40‑летней давности»: каково жить с людьми с деменцией
Деменция – тяжелое заболевание, которое заставляет человека забывать себя и близких, лишает его способности обслуживать свои потребности, мыслить и осознавать свою жизнь. Уход за такими людьми – тяжкая ноша для их родственников. Об этом из первых рук узнала корреспондент «РИАМО в Королеве».
Что делать, если поставили ошибочный диагноз: советы врача и юриста>>
Что такое деменция
На сайте Всемирной организации здравоохранения сообщается, что деменция – это синдром, характеризующийся деградацией памяти, мышления и поведения, неспособностью обслуживать себя.
Самая распространенная причина деменции – болезнь Альцгеймера.
Чаще всего страдают пожилые. В мире насчитывается порядка 50 миллионов людей с деменцией, каждый год регистрируют около 10 миллионов новых случаев заболевания.
В материале говорится, что болезнь развивается постепенно, но распознать деменцию на ранних стадиях довольно сложно. Среди обычных признаков забывчивость, потеря счета времени, нарушение ориентации в знакомой местности.
Профилактика деменции включает регулярные физические нагрузки, отказ от курения и алкоголя, контроль веса, правильное питание, снижение кровяного давления, снижение уровня холестерина и сахара в крови.
«Деменция оказывает физическое, психологическое, социальное и экономическое воздействие не только на страдающих ею людей, но и на людей, осуществляющих уход за ними, на семьи и общество в целом», – отмечается на сайте ВОЗ.
Не взяли на работу из‑за комплекции: жители Королева о дискриминации по весу>>
Наталья, 57 лет:
Год назад выяснилось, что у моей мамы деменция. Сначала мы не придавали особого значения тому, что она что-то забывает, не находит вещи иногда. Думали, что это просто возрастные проблемы, и сводили к шуткам ее небольшие провалы в памяти.
Мама никогда не была одинокой. Она живет с нами, у нас постоянно гости, часто приезжают дети и внуки. Мы всегда думали, что такое количество общения не позволит нашей маме и бабушке заболеть деменцией или чем-то подобным. Но год назад заметили, что она чаще забывает о недавних событиях, порой говорит невпопад.
Однажды мама вышла из дома и заблудилась во дворе. Просто не смогла вспомнить, где находится, уверяла, что ей срочно надо на работу…
Хорошо, что соседи оказались рядом, помогли ей дойти до квартиры и позвонили мне.
Тот день я помню очень хорошо. Помню, как было страшно, аж руки тряслись! Я не могла поверить, что она может так странно себя вести. Это ведь моя мама – всегда добрая, заботливая, веселая, любимица внуков…
Я приехала, когда мама уже вернулась в реальность, она смотрела на меня и выглядела совершенно обычно. Я на секунду даже подумала, что это была какая-то нелепая шутка… Но потом, к сожалению, мы убедились, что мама действительно больна. Врач поставил совершенно конкретный диагноз – деменция.
Долго не могла принять это, не могла поверить, что моя мама теперь все больше будет превращаться в беспомощное существо. Муж и дети, к счастью, всегда рядом и очень помогают. Одна бы я точно сошла с ума!
Вариант поместить маму в какой-нибудь хоспис или интернат для меня неприемлем. Финансово мы можем себе это позволить, но я никогда не предам свою маму и буду заботиться о ней сама.
Пришлось полностью поменять образ жизни.
Я ушла с работы и теперь нахожусь с мамой целые сутки. Это тяжело – она постоянно все забывает. Иногда у нее бывают приступы агрессии, может даже кинуть в меня чем-нибудь. А порой она просто лежит и смотрит в потолок. На улицу мама выходит только в сопровождении.
Муж и дети иногда меня подменяют, чтобы я могла уделить время себе. Тогда я гуляю с внуками, а то почти совсем перестала их видеть – все мое время, все мои мысли посвящены маме.
Она пока еще может себя обслуживать – не слишком хорошо, но в периоды просветления ей удается самой принять душ. В отпуске мы, конечно, давно не были и теперь вряд ли куда-то поедем. Даже если и выберемся, то недалеко и ненадолго.
Больше всего я боюсь, что однажды мама проявит агрессию в присутствии внуков. Детки еще маленькие, могут очень сильно испугаться, тем более, раньше прабабушка всегда их баловала. Мы стараемся делать так, чтобы они меньше виделись сейчас. Я хочу, чтобы в памяти внуков прабабушка осталась жизнерадостной и здоровой.
«Решил, что меня похитили инопланетяне»: жители Королева о клинической смерти>>
Виталий, 63 года:
Я ухаживаю за сестрой. У нас большая разница в возрасте – 15 лет, и я с детства считаю ее своей второй мамой. Она меня практически вырастила, а теперь вот я ее выхаживаю.
Год назад сестра упала и сломала шейку бедра. Внезапно, будто в одно мгновение, она стала другим человеком с отрешенным взглядом. Сначала я думал, что пройдет немного времени, в больнице ее подлечат, и все будет нормально. Но после выписки лучше не стало.
Сестра сначала узнавала меня и мою дочь. Потом перестала узнавать племянницу, а меня помнит смутно. Говорит: «Не могу вспомнить, где тебя видела, но ты ведь мой хороший знакомый». При этом она прекрасно помнит все события 40-летней давности.
У сестры есть сын, но он далеко и помогать может только деньгами. Спасибо и на этом! Он предлагал мне определить сестру в интернат и не мучиться, но я так не могу. Я расцениваю это как предательство, да и полностью оплачивать интернат племянник не может, а я не так много зарабатываю.
Сейчас пытаюсь оформить инвалидность. Сестра малоподвижна, я стараюсь чаще ее поворачивать и сажать в постели, чтобы избежать пролежней. Быстро научился всем процедурам и справляюсь со всеми гигиеническими вопросами. Иногда мне помогает дочь, но у нее своя семья – понятно, что она не может постоянно быть у тети.
Характер у сестры испортился, она стала капризная и плаксивая, но, к счастью, не агрессивная.
Тяжело видеть ее в таком состоянии, тяжело бороться за нее и понимать, что деменция неизлечима, что таблетками можно только лишь сдержать болезнь…
Но это мой долг – ухаживать за сестрой. Не хочу, чтобы свои последние дни она провела среди чужих людей. Пусть она почти не узнает нас, но мы-то ее любим и не оставим.
* мнение редакции может не совпадать с мнением опрошенных