Из филологов – в стюардессы: жительница Королева рассказала о работе в небе

Из филологов – в стюардессы: жительница Королева рассказала о работе в небе
Люди

Работа некоторых жителей Королева связана с полетами в космос, однако есть и такие, кто трудится в небе. Корреспонент «РИАМО в Королеве» пообщался со стюардессой одной из отечественных авиакомпаний и узнал о том, есть ли на самом деле в самолете форточки и как выглядит жалобная книга небесного экипажа.

Что делать, если вы опоздали на самолет>>

Филолог с мечтой о небе

По мнению Лилии, никогда не поздно изменить свою судьбу. По образованию она филолог, что с авиатехникой вообще никак не связано. После окончания вуза работала почти по профилю - корректором в одном из издательств.

«Работа бортпроводником всегда для меня была лишь красивой мечтой, к реализации которой я не прикладывала усилий. Хотелось, чтобы получилось сразу, будто звонок в дверь и мне говорят: «Хотите стать стюардессой? Идите за нами». В реальности, конечно, пришлось самой открывать дверь и идти в школу бортпроводников», – рассказывает Лилия.

Серьезная медицинская комиссия была первым испытанием на пути к профессии – до учебы, которая включала в себя подготовку бортпроводника для работы на внутренних и международных рейсах, надо было пройти множество медицинских тестов. Многих отсеивают уже на этом этапе, ведь нужно получить заключение медкомиссии о готовности к летной работе и отметку о профпригодности после особого психологического собеседования.

«Потом нас учили и теории полета, и устройству воздушного судна, и тому, что делать в случае пожара, и даже разбираться в дорогих винах – каждое из этих знаний может пригодиться в рейсе», – вспоминает она.

После учебы выпускников направили в авиакомпании – так что вскоре после окончания подготовки Лилия уже приступила к работе в качестве стажера. А сейчас на ее счету множество рейсов и несколько лет работы в авиации.

Жители Королева об аэрофобии, авиаперелетах и безопасности на борту>>

Главное – обеспечить безопасность пассажира

Экипаж воздушного судна является в самолет за полтора-два часа до вылета. До посадки пассажиров нужно принять имущество, оформить предполетные документы и досконально осмотреть весь салон самолета. Это делается для того, чтобы проверить салон на отсутствие неопознанных предметов. Уборку салона перед полетом проводят специальные компании, работающие в аэропортах, – после рейсов его пылесосят и чистят столики. Полноценно салон самолета чистят раз в полгода.

«Главная функция стюардессы во время рейса – не разносить кофе, а обеспечить безопасность пассажиров», – говорит Лилия.

Именно поэтому большое внимание бортпроводники уделяют предполетному инструктажу пассажиров.

«Многие невнимательно следят за предполетной демонстрацией, потому что летят не в первый раз. Но ведь повторение никогда не бывает лишним. Например, многие не знают, что кислородную маску, которая выпадает в случае разгерметизации, нужно сильно дернуть, чтобы химический генератор начал подавать кислород. В случае разгерметизации салона, кстати, у бортпроводников есть только 10−12 секунд на то, чтобы защититься самим и начать помогать пассажирам», − рассказывает она.

Взлет и посадка – самые опасные этапы полета. Именно поэтому пассажирам не дают сидеть спокойно и постоянно напоминают о том, что нужно выключить телефон и вытащить наушники.

Если пассажир слушает музыку в наушниках, есть риск, что он просто не услышит команду экипажа в случае опасной ситуации, а тогда важна каждая секунда. В авиации нет случайных правил, все они появились за счет какого-то происшествия в прошлом, иногда трагического.

Опыт трагедий экипажи самолетов изучают очень подробно. Еще на стадии обучения проводятся специальные занятия по действиям в критической ситуации, где разбираются реальные происшествия. Опыт предыдущих полетов позволяет другим наработать максимальное количество навыков.

«Мы должны уметь оказывать первую помощь человеку в разных ситуациях – от высокого давления до клинической смерти. Это одна из сторон безопасности. Другие навыки, важные в наше время, – готовность противостоять террористам. На случай захвата самолета, например, у нас существуют подробные инструкции», − делится стюардесса.

15 фактов о железных дорогах России: первая электричка и миллиард пассажиров>>

Шутки от пассажиров

Она говорит, что пассажиры часто пытаются шутить. Самый распространенный вопрос, который задают остряки: «Где в самолете хранятся парашюты?» Интересующихся приходится разочаровывать – парашютов на борту современного лайнера нет.

«На втором месте по популярности шутливый вопрос: «Можно ли покурить в форточку?» Что самое смешное, форточки в самолете действительно есть, правда, находятся они в кабине пилотов, куда никого не пускают», − отмечает стюардесса.

Курить в самолетах нельзя – и это правило появилось из-за того, что в прошлом салоны лайнеров загорались из-за сигарет. Любители покурить в туалете встречаются и по сей день, но датчики дыма в самолетах настолько чувствительные, что быстро оповестят весь лайнер о нарушении правил.

Некоторые пассажиры спрашивают, не пьяны ли пилоты. Иногда даже всерьез, ведь много страшилок на эту тему ходит. На этот счет существует множество регламентов, но по сути все члены экипажа придерживаются правила: не пить в течение суток до полета. При подготовке к вылету экипаж пару-тройку раз могут неожиданно проверить.

А вот тех пассажиров, которые не дружат с алкоголем и плохо себя ведут на борту, могут взять на карандаш.

«У каждой авиакомпании есть, можно сказать, «серый» список, куда входят люди, за которыми нужно более пристально следить, поскольку они могут представлять опасность на борту. В такой список моментально попадут и те, кто перебрал с алкоголем. Таких даже снять с борта могут – если их состояние обнаружилось еще на земле. Также существуют черные списки пассажиров, которых никогда не пустят на борт»,− рассказывает Лилия.

Путешествие на автомобиле: как подготовиться и что взять с собой>>

Жалобная книга на борту

Традиция просить книгу жалоб на земле уже устоялась. В самолете тоже можно оставить отзыв о работе экипажа, только не в книге, а на специальных листах. Хорошие отзывы порадуют экипаж, а плохие – заставят отчитываться перед руководством или даже вносить какие-то изменения в работу.

«На борту есть листы отзывов пассажиров – если вам что-то не понравилось или, наоборот, вы хотите оставить пару добрых слов для нас – просите листы, пишите», – говорит она.

Согласно сложившимся стереотипам, бортпроводник на борту самолета – это исключительно девушка. Но не всегда эту работу можно назвать женской.

«Быть проводником не всегда просто физически. Нам часто приходится двигать тяжелые тележки с едой и напитками. Мы рады мужчинам в экипаже, и в последнее время стюардов и стюардесс примерно поровну стало. Хотя, конечно, некоторые авиакомпании по привычке отдают предпочтение девушкам», – завершает свой рассказ Лилия.