Годовщина снятия блокады Ленинграда: воспоминания жителей
День снятия блокады Ленинграда отмечается 27 января. Фашисты осаждали город с 1941 по 1944 год, что привело к гибели сотен тысяч мирных жителей. Сегодня в Короле живет несколько человек, которые пережили блокаду Ленинграда. Они рассказали «РИАМО в Королеве» о тех страшных днях и борьбе за жизнь.
Что вы знаете о блокаде Ленинграда? Викторина >>
872 дня блокады
В начале Великой Отечественной войны Ленинград был вторым по значению городом в СССР, его население составляло около 3 миллионов человек. Там были сосредоточены предприятия тяжелого машиностроения, электротехнической промышленности, оборонного комплекса. Город был выгодно расположен в военном плане. Поэтому ленинградское направление было одним из стратегических для гитлеровского командования.
Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года. Изначально город не был приспособлен к длительной осаде – не было значительных запасов продуктов и топлива. Кроме того, гитлеровцы контролировали Ладожское озеро – единственный путь сообщения с Ленинградом.
В результате осады в Ленинграде начался массовый голод, усугубленный очень суровой первой блокадной зимой. Не было отопления и горячей воды. Чтобы согреться, горожане жгли мебель и книги, разбирали на дрова деревянные строения. Практически весь городской транспорт встал. Люди умирали тысячами от холода и голода. Всего за время блокады погибло более 630 тысяч мирных жителей.
Несмотря на все испытания, Ленинград выстоял. Немецким войскам так и не удалось войти в город. Более того, предприятия Ленинграда не прекращали выпуск военной продукции, которая не только использовалась для обороны самого города, но и вывозилась за его пределы, чтобы бороться с фашистскими захватчиками.
Было несколько безуспешных попыток прорыва блокады Ленинграда. Успешный прорыв состоялся 18 января 1943 года, но полное освобождение города произошло лишь год спустя – 27 января 1944 года. Сегодня эту памятную дату ежегодно отмечают в России.
Медалью «За оборону Ленинграда» было награждено порядка 1,5 миллионов человек. За стойкость, мужество и героизм в дни блокады город 20 января 1945 года был награжден орденом Ленина, а 8 мая 1965 года получил почетное звание «Город-герой Ленинград».
Жители Королева о пионерском детстве: вражеская подлодка и последний пионер >>
Воспоминания жителей блокадного Ленинграда
Эмилия Сергеевна Фомичева:
Блокада началась, когда мне было три года. Я мало что помню. Перед глазами до сих пор встает картина, которую я однажды видела из окна. По дороге ехала телега, запряженная лошадью. Впереди сидел кучер, а в самой телеге лежала мертвая женщина. Я поняла, что это женщина, потому что за телегой по земле волочились ее волосы.
Жили мы в Ленинграде с мамой и сестрой. Завод, где работала мама, эвакуировали, а она отказалась уезжать. Так мы остались в осажденном городе.
Мы жили на окраине Ленинграда. Было трудно с водой, нам за ней приходилось ходить на пруд. Чтобы добыть воду, надо было преодолеть скользкую горку – сначала спуститься по ней, а потом забраться обратно. Я помогала маме с бидоном.
Помню, как зимой мы с мамой пошли туда. Была протоптана дорожка, а поперек нее что-то лежало. Мама перешагнула, а я маленькая – мне никак не перешагнуть. Пришлось сесть и перекинуть ноги через препятствие. Только потом мама мне сказала, что это был мертвый человек, который, видимо, не смог дойти до пруда и умер по дороге.
В то время я еще ходила в детский сад. Заведующая нас хорошо знала, ведь сестра тоже ходила туда раньше. Она нам предложила не водить меня в садик. Старшая сестра приходила и забирала мою порцию еды – дома мы ее делили на троих.
Это помогло нам выжить.
Совет ветеранов Королева: проблемы фронтовиков и жизнь «друзей-однополчан» >>
Маргарита Александровна Сущенко:
Мне было шесть лет, когда началась война и город попал в кольцо блокады. Война – это так страшно, что не передать словами. Голод и холод, детство без сладостей и радостей.
Мне было шесть лет, когда началась война и город попал в кольцо блокады. Война – это так страшно, что не передать словами. Голод и холод, детство без сладостей и радостей.
Мы все время просили маму дать нам что-нибудь сладкое, постоянно просили кушать.
До 1943 года мы прожили в Ленинграде, а потом, когда прорвали блокаду, нас вывезли по Ладоге к бабушке в Калининскую область (сегодня Тверская область – ред.). Я помню, как мы приехали опухшие и слабые от голода. Нас с сестрой положили на печку и давали по 30 грамм молока и 20 грамм хлеба. Помню, как мы обижались на бабушку – считали, что она жалеет для нас еду. Маленькие были, несмышленые. Все время хотелось есть и спать, но нас выходили.
Папа погиб в 1943 году при обстреле, а с мамой мы встретили День Победы.
Насколько хорошо вы знаете советские фильмы? Тест >>
Лариса Ивановна Григорьева:
До войны мы жили на Валдае. Потом папа перевез нас в Ленинград, где он работал на предприятии. Когда началась война, мне было четыре года. Жили мы напротив Зимнего дворца, рядом был зоопарк.
Когда город начинали бомбить, мы прятались в бомбоубежище, но папа никогда с нами не спускался. Я помню, как мы сидели и слушали взрывы и грохот рушащихся зданий.
Однажды во время очередной воздушной тревоги мы с мамой спустились в бомбоубежище, а папа, как всегда, с нами не пошел. Но мама отправила за ним мою старшую сестру. Папа возмутился, что мама отправила ребенка одного, и пошел проводить ее в бомбоубежище. И только он туда спустился, как мы услышали страшный взрыв, все вокруг затряслось. Когда мы вышли на улицу, то увидели, что наш дом полностью разрушен.
Так мы остались без жилья. Потом мама с тремя детьми скиталась по подвалам и домам, где были свободные места. Папа постоянно был на работе – трудился для фронта. Мы все голодали, получали 125 грамм хлеба.
Потом нас эвакуировали в Казань, и до конца войны мы жили там. Затем вернулись в Ленинград.
Ветеран Николай Мельников: про военные самолеты, немецкую «метку» и вилы в бок >>
Нина Ивановна Кравец:
Нас, малышей, у мамы было трое. Мне было пять лет, я была самой старшей. Когда началась война, мы жили в деревне недалеко от Ленинграда. Отец, узнав о войне, велел нам оставаться, а сам поехал узнать, что и как. Но мама не стала дожидаться и поехала в Ленинград. Когда мы приехали, в городе было темно и на окнах домов были четко видны белые полосы крест-накрест. В самой квартире тоже было темно и окна зашторены.
Отца забрали на фронт, где он погиб в 1944 году.
Мы жили с мамой и бабушкой. Конечно, было очень тяжело. Мы питались буквально крошками. Мама и бабушка постоянно ходили и меняли вещи на еду.
Однажды на бабушку напали, она чудом выжила и вернулась домой. Помню звуки воздушной тревоги, деревянные настилы в бомбоубежище, крики и плач маленьких детей.
Наша соседка работала на хлебозаводе и все время приносила оттуда крошки хлеба. Мой маленький брат всегда ждал ее, сидя на окне – мы жили на первом этаже. Однажды произошел взрыв, и брата засыпало кирпичами. Он сломал позвоночник и остался инвалидом первой группы.
Никогда не забуду День Победы! Сколько радости и счастья было, что все беды и лишения закончились, что наконец можно ничего не бояться и не убегать в убежище. Нашей радости не было предела!