Начальник детского экоцентра: от экскурсий и игр – к экологической культуре

12 мая 2016 в 10:57 Обновлено 12 мая 2016 в 11:29
©  из личного архива Виктора Солодушкина

День экологического образования отмечается в России 12 мая. Его цель – актуализация экологических знаний во всех сферах человеческой деятельности, что особенно важно в современном мире, где технический прогресс нередко наносит серьезный урон природе. Корреспондент «РИАМО в Королеве» побеседовала с начальником детского эколого-просветительского центра национального парка «Лосиный остров» Виктором Солодушкиным и узнала, что такое экологические тропы, как проходит «бобровый праздник», и почему интересоваться экологией важно для каждого современного человека.

Лосиная биостанция в Подмосковье: Дина, Максим и Лося>>

©  Виктор Солодушкин, НП "Лосиный остров"

– Виктор Васильевич, в чем суть Дня экологического образования?

– Этот праздник касается каждого человека, не только тех, кто принимает участие в продвижении идеи защиты природы. Экологические знания позволяют людям осознать, к каким катастрофическим явлениям могут привести пагубные привычки в отношении природы, и понять, как избежать подобных последствий. Причем формирование так называемой экологической культуры – задача не только специализированных образовательных учреждений, активную роль в реализации природоохранных проектов играют школы, музеи, библиотеки, спортивные и туристические организации, и даже СМИ. Вспомните недавний субботник, который прошел 23 апреля во всех городах Московской области. Это тоже одна из таких акций.

Любой национальный парк, в том числе и «Лосиный остров», выполняет триединую задачу: охрана природы, ее изучение и экологическое просвещение. Инспектор, например, может говорить, что если он не будет охранять природные объекты, то незачем будет просвещать, нечего будет изучать. Наука во главе угла поставит изучение, ведь в основе просвещения – знания. Я же считаю так: если мы будем просвещать на хорошем уровне, то природу не придется охранять. Это, конечно, крайне сложная задача, но нужно пытаться ее достигнуть.

© РИАМО в Королеве,  Евгения Водолазская

– Какими способами?

– Основной способ просвещения – распространение знаний о природе. Это экскурсионная деятельность, при этом содержание экскурсии зависит от подготовленности группы, возраста участников, от сезона и даже от погоды. В национальном парке «Лосиный остров» действует целая сеть визит-центров: «Чаепитие в Мытищах», «Красная сосна» в черте Москвы, дендрарий близ Балашихи, лосиная биостанция в поселке Дружба Мытищинского района и другие. Это связано с тем, что сам парк достаточно большой, он занимает площадь порядка 126 тысяч квадратных километров. Треть его находится на территории Москвы, две трети – на территории ближнего Подмосковья. В каждом визит-центре есть свой уникальный маршрут, так называемая экологическая тропа, в некоторых даже не одна.

Самая популярная в детском экоцентре тропа – к бобровым поселениям. Есть поход-экскурсия от города Мытищи до бывшего поселка Торфопредприятия в границах города Королева протяженностью в 10 километров с очень насыщенной не только экологической, но и исторической частью, с посещением колонии чаек. Еще одна специфическая экологическая тропа нашего центра – это маршрут проведения экологической олимпиады для школьников города Королева. Он был разработан совместно со школой №10. При участии детского центра экологическая олимпиада среди учащихся 6-7 классов проводится уже 19 лет, до этого несколько лет проводилась на базе Мытищинского лесничества.

© РИАМО в Королеве,  Евгения Водолазская

– Она чем-то отличается от обычных школьных олимпиад?

– Несомненно. Это интеллектуальное состязание мы проводим на свежем воздухе, в окрестностях экоцентра. Проходят конкурсы капитанов, экологических плакатов, разработан специальный кольцевой маршрут, на котором расположены биологическая, ботаническая и географические точки. А правильные ответы на вопросы иной раз приходится искать в прямом смысле слова под ногами: например, назвать растущие на определенном участке леса растения. Хождение по азимуту с компасом в поисках клада можно уверенно назвать вкусным этапом, ведь в качестве клада обычно выступают сладости. На каждой точке группа выполняет практическое задание, результаты оценивают судьи из числа старшеклассников, которые еще недавно сами были участниками этой олимпиады. Кстати, среди вчерашних «экологических олимпийцев» есть и действующие сотрудники «Лосиного острова».

© РИАМО в Королеве,  Евгения Водолазская

– Вы упомянули об экологической тропе к поселениям бобров. Королевские школьники и педагоги рассказывали о целом «бобровом празднике», который вы проводите в экоцентре.

– Это достаточно обширная программа, посвященная этому необычному животному, а экологическая тропа может быть ее частью. После экскурсии мы с ребятами смотрим видеоролики и фотографии, проводим познавательную викторину и забавную бобр-эстафету, задачей которой является создание «продовольственных запасов» на зиму. Как видите, экологическое просвещение можно сочетать даже со спортивными состязаниями. С особым восторгом дети воспринимают игру «Собери бобра»: с помощью имеющихся подручных средств одного из участников наряжают в бобра. Надевают на него куртку, имитирующую слой жира, поверх – «шкуру», подвешивают хвост-весло и колокольчик, так как в природе бобр предупреждает собратьев об опасности, ударяя хвостом по воде. На ноги надевают ласты-перепонки с двумя чесальными «когтями» из расчесок и так далее. Дети воспринимают такие занятия с гораздо большим интересом, чем в аудитории, впечатления от них ярче. После них ребята уже не станут мусорить на улицах и ломать ветки деревьев.

©  Виктор Солодушкин, НП "Лосиный остров"

– Посещают ли взрослые экоцентр?

– Несмотря на то, что он называется детским, его охотно посещают и взрослые, которым не меньше, чем детям, интересны и экологические тропы, и краеведческие экскурсии. Не менее увлеченно они мастерят искусственные гнездовья в День птиц в «Красной сосне», на биостанции знакомятся с главными обитателями национального парка – лосями. В визит-центре «Русский быт» экскурсовод рассказывает о вятичах, жизнь которых была неразрывно связана с лесом и отличалась бережным отношением к окружающей природе. В X-XII веках вятичи вместе со своими ближайшими соседями кривичами густо заселяли лесные земли вдоль Москвы-реки, Яузы, Клязьмы, Вори, Истры. Именно их поселения стали основой для объединения русских земель вокруг Москвы. А название музейного комплекса «Старинная русская охота», расположенного в здании бывшей загородной дачи председателя Верховного Совета СССР Николая Булганина, говорит само за себя: центральное место в экспозиции занимает выставка, посвященная охотничьей тематике. Так что экологическому просвещению и получению новых знаний и впечатлений все возрасты покорны.

Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите "Ctrl+Enter"
Комментарии
Авторизуйтесь , чтобы оставлять комментарии