ср, 03 июня, 06:15
+12°C
В Королеве
Следи за жизнью в городе

Худрук Королевского ТЮЗа: «Художник по свету – это соавтор режиссера!»

 предоставлено Ярославом Ермаковым

День художника по свету отмечается 11 июля. Люди этой профессии незаменимы в театре – во многом именно от них зависит, как зрители будут воспринимать спектакль. Художественный руководитель Королевского театра юного зрителя Ярослав Ермаков рассказал «РИАМО в Королеве» о тонкостях работы художника по свету, об экспериментах со светотенью и использовании на сцене световых проекций.

Театр юного зрителя в Королеве: сказочный мир и 40 спектаклей>>

– Ярослав Игоревич, расскажите о своем опыте работы художником по свету.

– Раньше я занимался электроникой, мое первое образование – техническое. Долгое время работал на телевидении – сначала простым ассистентом, потом вторым режиссером. Провел огромное количество прямых эфиров. Это было связанно с тем, что я хорошо разбираюсь в технике, быстро все схватываю и могу ориентироваться на месте. Постоянно учился чему-то новому. Это мне очень помогало.

Изначально, когда Королевский ТЮЗ только создавался, это был театр-студия, и все вкладывали в общее дело то, что могли. Здесь были профессиональные осветители, я просто смотрел на их работу, запоминал, учился. Мне было это интересно, и я постепенно пришел к тому, что и сам стал заниматься светом.

Я считаю, что художник по свету – это соавтор режиссера. Он должен очень хорошо представлять концепцию спектакля, понимать ее и при помощи технических средств добиваться ее воплощения на сцене. Могу заметить, что достаточно много режиссеров пришло именно из художников по свету. Можно сказать, что это смесь профессий. Хорошо, если ты рисуешь, хорошо, если у тебя есть пространственное воображение. А самое главное – нужно любить театр и шоу, которое создаешь.

 предоставлено Ярославом Ермаковым

– Как вы работаете над постановкой света для спектакля?

– Если я знаю пьесу, примерно понимаю идею режиссера и то, что он хочет получить на выходе, то включаюсь в работу сразу. Смотрю репетиции, представляю себе стилистику будущего спектакля. Как правило, ощущение приходит сразу. А первое ощущение всегда самое верное! Потом подбираю оборудование из имеющегося в театре.

Все делается в зависимости от глубины концепции и выделенных на постановку средств. Также все зависит от желания режиссера. Можно использовать безумное количество приборов, а можно сделать хороший спектакль с одной-единственной лампочкой – играть все вокруг нее. Так что организация света очень сильно зависит договоренности с режиссером, от его идей и задумок.

Например, раньше, когда пожарные разрешали, мы играли «Гамлета» при свечах. Проводили различные эксперименты с тенями.

– Часто ли оборудование выходит из строя? Что вы делаете в этом случае?

– Оборудование ломается в зависимости от сложности системы. У нас может «вылетать» один прибор каждые три-четыре спектакля. В целом можно сказать, что постоянно не работает примерно 2% всего оборудования. В больших театрах есть дублирующие системы, которые повторяют даже световой пульт. У нас такого нет.

Когда поломка случается во время спектакля, главное – не впадать в панику. А это зависит от соответствующих качеств человека. Чтобы справиться с форс-мажором, нужно очень хорошо знать свою систему и исправлять все рефлекторно. Руки должны быть быстрее мысли. Спектакль при этом никогда не останавливается.

 предоставлено Ярославом Ермаковым

– Расскажите пару интересных историй из практики.

– У нас полно интересных историй! Одна из них произошла, когда я работал на телевидении. У нас были заливочные приборы, лампы в которых иногда взрывались. И однажды во время новостей, когда ведущий был в эфире, взорвалась одна из ламп контрового света. Это была яркая вспышка, а сверху позади ведущего посыпались искры! Все впали в некий ступор. Но зрителям, я думаю, показалось, что так и должно быть, так как выглядело довольно красиво. Хотя это было очень опасно.

В театре тоже хватает историй. Часто на сцене используется локальный свет – подсвечиваются разные места, между которыми передвигается актер. Бывает, что артист не попадает в луч света. Например, не доходит до нужной отметки полшага, останавливается в темноте и играет дальше. При этом на его лице света вообще нет! И ты мысленно кричишь: «Шагни же еще чуть-чуть, вот световое пятно на сцене!» А быстро подвинуть прибор нет никакой возможности, так как все запрограммированно и сопряжено со значительными трудностями. Остается только схватится за голову и надеяться, что в следующей точке актер не ошибется.

– Вы когда-нибудь делали свет для городских праздников?

– На городских праздниках работают приглашенные профессионалы со своей аппаратурой, рассчитанной на использование на улице и, как правило, уже собранной под какое-то конкретное шоу. Такое оборудование намного мощнее нашего. Иногда, конечно, мы своими силами делаем подсветку сцены для вечерних мероприятий. Однако это случается довольно редко.

 предоставлено Ярославом Ермаковым

– Что делают режиссеры по свету в межсезонье?

– Мы занимаемся профилактикой оборудования. Все моется, чистится, ремонтируется. Сцена – это очень пыльное место. Фактически, каждый прибор – как пылесос!

Кроме того, художники по свету, как правило, работают без выходных и праздников. Так что у них очень большой отпуск, и использовать его можно только в межсезонье.

Наконец, многие подрабатывают – например, в Москве. Там работа практически не прекращается, всегда работают те или иные площадки. Художники по свету ездят на фестивали, а также трудятся над профессиональным совершенствованием, посещают семинары.

– Что ждет Королевский ТЮЗ в новом сезоне?

– В новом сезоне у нас будет новый художник по свету, сейчас занимаемся его обучением. Так что, я думаю, он принесет в театр что-то новое, свое.

Еще планируем использовать больше световых проекций. Можно будет попробовать делать несколько проекций одновременно на разные плоскости. Проекция и анимация сейчас намного дешевле, чем изготовление реальных декораций. Однако, на мой взгляд, настоящие театральные декорации ничто не заменит.

 предоставлено королевским ТЮЗом

– Что вы хотите пожелать начинающим художникам по свету?

– Новичкам могу сказать: не ждите, что кто-то придет и всему вас научит! Никакой институт, никакие курсы ничего не дадут, если нет стремления разобраться в каждой мелочи выбранной специальности. Надо смотреть больше спектаклей, фестивалей, концертов – и отечественных, и зарубежных. Читать специальные журналы, общаться с профессионалами на форумах.

Если вам повезло работать с опытным коллегой, то нужно ходить за ним, смотреть, запоминать, спрашивать. Стараться «влезть» в профессию, «влезть» в замысел. Послушать, как он говорит с режиссером, как работает над постановкой света. Надо заболеть своим делом, только тогда что-то получится. В свое время я так и научился всему, мне посчастливилось работать вместе с настоящим профессионалом, имевшим огромный театральный опыт. И когда наставник понимает, что тебе действительно интересно это дело, то начинает общаться с тобой на равных.

На сегодняшний день художник по свету – это одна из самых редких, интересных и востребованных профессий. Я призываю молодежь не гнаться за прибылью, а проявлять инициативу, творить и креативить!

Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите "Ctrl+Enter"

Другие СМИ


‡агрузка...