вт, 18 декабря, 17:40
-10°C
В Королеве
Следи за жизнью в городе

Трудовое воспитание в школе: драить стены или только учиться?

© РИАМО в Люберцах, Людмила Шевченко

Если вы ходили в школу в советское время или в 1990-е, то наверняка помните «добровольно-принудительные» работы. Ребята убирали территорию учебного заведения, красили бордюры, мыли стены и окна, отдирали жвачку, оттирали надписи с парт. В современной школе подход к воспитанию иной: детей почти не привлекают к труду. Корреспондент «РИАМО в Королеве» пообщалась с психологом и родителями насчет трудового воспитания.

Детские сады и школы Королева: новые здания, пристройки и спортплощадки>>

Мнение психолога

©  Ирина Зубарева

По мнению семейного психолога Юлии Смирновой, труд в современных реалиях позиционируется как средство заработать деньги, поэтому детский труд воспринимается как эксплуатация.

Директор Лицея НИП о том, как попасть в число лучших школ России

«В нашем детстве была другая идеология. Труд был благородным и почетным, все должны были работать на общее благо, а личное отодвигалось на задний план. Это не хорошо и не плохо, просто было так. Конечно, сейчас многие воспринимают это как романтику, потому что именно с субботников и «картошки» осталась куча приятных воспоминаний о первой любви, крепкой дружбе и искренних чувствах. Сегодня все по-другому, дети воспитаны уже совершенно другим поколением людей», – говорит специалист.

Тем не менее, психолог считает, что трудовое воспитание ни в коем случае нельзя отменять, но подход к нему нужно изменить.

«В первую очередь, никакой принудиловки. Тут многое зависит от родителей и учителей – насколько они сами будут принимать участие в той или иной деятельности. К примеру, если класс выходит на высадку деревьев, то родители и учителя должны стать активными участниками процесса, а не строгими наблюдателями», – объясняет Смирнова.

Она добавляет, что дома родители часто излишне жалеют детей, и в итоге ребенок не способен помыть за собой тарелку или хотя бы убрать со стола. И как снежный ком: дети, не умеющие, а главное, не желающие ничего убирать, мыть и чистить, вырастают в инфантильных взрослых, которые не способны справляться с проблемами. Они просто привыкли, что всю грязь – во всех смыслах – за ними убирает кто-то другой.

«Важно еще и то, что труд обесценили. Очень долгое время в нашей стране быть менеджером было престижно, а вот слесарь или токарь считались как будто низшим сортом. Только недавно стало приходить понимание того, что грамотный рабочий порой может быть важнее офисного клерка. Важно учить детей так, чтобы они понимали: человек, который трудится, никогда не останется на обочине жизни, он всегда найдет выход из любой ситуации, потому что привык к активной жизненной позиции и привык быть ответственным за свою жизнь», – добавляет Юлия.

Хоровая школа «Подлипки» в Королеве: «Приходим после ремонта, как в сказку»>>

Что думают родители

Оксана Егорова, 37 лет, мама двоих детей:

Своих пацанов я бы заставила убираться в школе, потому что знаю, какие они безалаберные. Могут воду разлить, цветок уронить, да и на парте что-нибудь написать. Дома постоянно заставляю их убирать за собой, приводить в порядок игрушки, мыть посуду и выносить мусор.

Я считаю, что человек, а тем более ребенок, не должен сидеть без дела. Он должен понимать: разбил вазу – сам и убери, а не прячься. Меня так бабушка воспитывала, и я своим ребятам всегда говорю: вместо вас никто ничего делать не будет.

Если мои дети в школе пару раз помоют полы и польют цветы, то появится какая-то ответственность, они станут бережнее относиться к вещам. Ведь современные дети почти уверены, что одежда, техника, мебель, машины и прочее берутся как будто ниоткуда. Они не знают цены труду. Так что я за трудовое воспитание!

Гимназия №3 в Королеве: «Мы в третий раз попали в топ‑500 школ России»>>

Ольга Гусева, 29 лет, мама школьницы:

© РИАМО в Люберцах, Людмила Шевченко

Если трудовое воспитание предполагает мытье полов и парт, то я против. Дети в школе должны учиться, а не делать за уборщицу ее работу. Школа должна в первую очередь давать знания, а воспитать своего ребенка я смогу сама.

К тому же сейчас совершенно не обязательно уметь отмывать посуду и стирать руками – все делает техника, наше дело – только кнопку нажать. Так зачем загружать детей лишними заботами? Им и так хватает школьных и дополнительных занятий.

Разумный и образованный человек знает, что нельзя мусорить, что нельзя портить чужое имущество. Совершенно не обязательно вдалбливать мысли о почетном труде детям в голову. Они и так способны все понять. Не нужно устраивать субботников только для того, чтобы школьники поняли важность труда, пусть спокойно учатся.

Выпускники о школе: «Учителя натерпелись с нами!»>>

Дмитрий Нефедов, 46 лет, отец троих детей:

© РИАМО в Люберцах, Людмила Шевченко

Я не зацикливаюсь на трудовом воспитании. Если в школе проходят субботники, то я всегда за. Это вообще здорово объединяет детский коллектив. Чем чаще они будут общаться за пределами уроков – тем лучше: будут по-настоящему дружить.

У нас дома все трудятся. Дети сами моют за собой посуду, застилают постели, убирают свои вещи. Они к этому приучены с детства. Секрет воспитания – подавать пример. Если я хочу, чтобы мой сын выносил мусор и мыл свою тарелку после ужина, то сам делаю это и говорю, что помогаю нашей маме, а она меня благодарит. Ребенок видит положительный пример и повторяет его. При этом я ни разу ему не сказал, что он что-то должен. В итоге трудиться для него естественно.

Так и в школе должно быть. Если учитель по технологии сам не очень знает, как правильно вбить гвоздь, вряд ли он хорошо научит этому детей. И если учительница во время высадки деревьев просто стоит рядом и болтает с коллегами, то вряд ли ребята поймут, как ценен труд.

Законные и незаконные сборы денег в школе>>

Светлана Мискова, 25 лет, мама двоих детей:

© flickr.com, Хранители Воды

Мои родители познакомились, когда их школу отправили в колхоз помогать собирать урожай. Я всю свою жизнь слушаю этот рассказ и понимаю, насколько не повезло в этом смысле нашим детям: они лишены живого общения.

Поэтому я бы была согласна на трудовое воспитание. Но так, чтобы не было планов по сбору урожая и слишком строгих требований, чтобы каждый ребенок трудился в меру своих сил. Для меня это просто вариант живого и непринужденного общения. Вывозят детей на экскурсию, но там они не проявляют себя, а вот при совместном труде сразу видно, кто чего стоит. Даже если ребята просто выйдут посадить деревья или убрать листву – это уже хорошо.

Как записать ребенка в школу в Королеве>>

Сергей Ефимов, 28 лет, отец двоих детей:

© Фотобанк Московской области, Александр Кожохин

Мне проще заплатить уборщице или дворнику, но не заставлять своего ребенка работать, тем более в школе. Каждый должен заниматься своим делом: уборщица – убирать, школьник – учиться.

Время – деньги, мой ребенок свободное время лучше потратит на дополнительное образование, чтобы как раз не стать уборщиком в будущем, а выучиться и стать высокооплачиваемым специалистом. Каким-то элементарным бытовым вещам он научится, а остальное сделают те, кто получает за уборку зарплату.

Не вижу смысла заставлять детей работать, что-то мыть. Школа должна обеспечить условия для учебы, вот пусть и обеспечивает. А мой ребенок не будет драить полы – он не для этого ходит в школу.

Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите "Ctrl+Enter"

Актуальное

Другие СМИ