15 фактов о железных дорогах России: первая электричка и миллиард пассажиров

15 фактов о железных дорогах России: первая электричка и миллиард пассажиров
Статьи

Каждый день многие жители Королева пользуются пригородными поездами, отправляясь на работу или учебу. Летом к ним присоединяются дачники. Электрички – это часть огромной системы российских железных дорог, имеющей богатую историю. Обозреватель «РИАМО в Королеве» нашел 15 интересных фактов, которых не знают пассажиры.

Развитие Московского железнодорожного узла к 2020 году>>

Старейшая станция в Королеве

История железных дорог России насчитывает почти 200 лет, и многие станции можно назвать «вековыми». Среди пяти железнодорожных станций, расположенных на территории современного Королева, старейшей является «Болшево». Ее первая «версия» была построена на линии между Мытищами и Щелково в 1896 году и называлась «Пост Болшево». А самая молодая станция в Королеве – это «Фабрика 1 Мая», которая появилась в 1951 году.

Бесплатные поезда

Абсолютно бесплатные билеты на поезд – это не утопия, а факт из уже довольно далекого прошлого. А именно – из 1837 года, когда в России была открыта первая железная дорога между Петербургом и Царским селом. В первые три дня на поездах могли прокатиться все желающие. В те времена паровоз еще не был чем-то привычным, и эта акция стала эффективной рекламой железных дорог на ближайшее будущее.

Что делать, если человек упал на рельсы>>

Первая электричка в России

Первый электрический поезд в России прошел по рельсам в 1929 году. Он проследовал по маршруту Москва – Мытищи. Это стало серьезным толчком для развития пригородных электрифицированных путей сообщения на многие годы вперед. Всего через год электропоезда серии «С» – от слова «Северный», как тогда назывался Ярославский вокзал – уже ходили до Болшева и дальше.

Длина путей

Огромным просторам нашей страны – длинные железные дороги! Сейчас длина эксплуатируемых железнодорожных путей в России составляет около 90 тысяч километров, из них половина электрифицирована. Помимо путей, по которым ходят пассажирские и товарные поезда, нельзя забывать и о технических, служебных путях. Их длина – около 60 тысяч километров.

Самая длинная магистраль

Неудивительно, что в России находится и самая длинная железнодорожная магистраль – Транссибирская. Ее длина – 9288 километров. Начинается Транссиб, не раз упомянутый в песнях и книгах, на Ярославском вокзале. Сейчас Транссибирская магистраль соединяет Москву и Владивосток. Неподалеку от Иркутска расположена железнодорожная станция под названием «Половина», разделяющая магистраль практически поровну. Быстрее всего Транссиб от начала до конца проходит фирменный поезд «Россия» – за шесть с небольшим суток.

Ходовой товар: что королевцы чаще всего покупают в электричках>>

Перегон выше гор

На Транссибирской магистрали находятся самая высокая точка, на которую поднимаются российские поезда. Это перегон между станциями «Тургутуй» и «Яблоновая» в Забайкальском крае. Поезда здесь ходят на высоте 1040 метров над уровнем моря.

Самый холодный перегон

Говоря о Транссибирской магистрали, нельзя не упомянуть и самое холодное место на этой дороге – перегон между городами Могоча Забайкальского края и Сковородино Амурской области. Это место считается настоящим полюсом холода, так как зимой температура здесь иногда опускается до минус 62 градусов.

Путешествие на автомобиле: как подготовиться и что взять с собой>>

Станция с отчеством

Необычное название носит железнодорожная станция в Амурской области – «Ерофей Павлович». Конечно, к «именным» топонимам все привыкли – населенные пункты, улицы и станции часто называют в честь выдающихся людей, по имени и фамилии. Но в Амурской области еще более уважительно отнеслись к землепроходцу Ерофею Хабарову и назвали в его честь поселок – Ерофей Павлович. Позже там появилась и железная дорога.

Миллиард пассажиров

Железнодорожный транспорт сегодня является одним из самых популярных. По статистике, в год услугами железных дорог в России пользуется 1 миллиард 40 миллионов человек. А обслуживают поезда и пути около миллиона железнодорожников.

Могучие товарняки

Еще чаще, чем пассажиров, поезда перевозят по стране грузы. Иногда грузовые поезда ставят свои рекорды. Например, самый длинный и тяжелый товарняк прошел в 1986 году из города Экибастуз на Урал: 43 400 тонн угля поместились в 439 вагонов – в поезд длиной 6,5 километров! Некоторые источники сообщают о еще более могучем товарняке, который вез 47 тысяч тонн груза. Что характерно, это тоже был уголь.

Жители Королева о работе в Москве, ранних электричках и пробках по расписанию>>

Фирменные поезда

Многие поезда имеют личные имена. Как правило, это фирменные поезда с высоким классом обслуживания. Например, из Москвы во Владивосток ходит «Россия», а из столицы нашей страны в Хельсинки можно попасть на «Льве Толстом». Первым фирменным поездом в СССР стала легендарная «Красная стрела», соединившая Москву и Петербург в 1930 году. Сейчас по железным дорогам страны ходит 86 фирменных поездов.

Двухэтажные вагоны

Некоторые фирменные поезда имеют двухэтажные вагоны. На таких можно добраться, например, из Москвы в Воронеж, из Санкт-Петербурга в Адлер. Такие вагоны встречаются редко и сразу привлекают внимание – кажется, что это какая-то новинка. На самом деле, эксперименты с двухэтажными поездами проводили и в СССР, и в дореволюционной России. Первые двухэтажные вагоны на территории нашей страны были созданы в 1905 году на Тверском вагоностроительном заводе, они предназначались для переселения людей на Дальний Восток. Первый этаж тех вагонов был не для пассажиров, а для домашнего скота.

Необычные светофоры

Часто на железных дорогах встречаются светофоры, цвет сигналов которых отличается от привычной триады «красный – желтый – зеленый». А именно светофоры с синими и белыми сигналами. Это маневровые светофоры: лунно-белый свет разрешает маневры и проезд, а синий – запрещает.

Опасный ж/д переход в Подлипках: почему горожане идут на риск>>

Знаменитые подстаканники

Славная традиция в поездах дальнего следования – застолья с обязательным чаепитием. Его неотъемлемый атрибут – чай, который приносит проводник в стакане с металлическим подстаканником. Это «резной» подстаканник стал настоящей «визитной карточкой» наших поездов. Считается, что подстаканники привычной нам формы в появились в российских пассажирских поездах в 1889 году при участии Сергея Витте, который тогда был директором департамента железнодорожных дел министерства финансов и министром путей сообщения Российской империи.

Автобусные остановки на Болшевском шоссе: когда установят павильоны?>>

Музей железных дорог России

Тематический музей расположен в Санкт-Петербурге – городе, где и началась история железных дорог России. Его открыли вблизи Балтийского вокзала, в историческом здании локомотивного депо 30 октября 2017 года, в день 180-летия российских железных дорог. В экспозиции представлена разнообразная железнодорожная техника и прочие интересные экспонаты.